Вечер в кино с французским неистовым быком "В конечном счете, всем, что я знаю о жизни и людях, - я обязан футболу" - Альбер Камю "Мой поступок непростителен, однако наказать нужно виновного, а виновен тот, кто спровоцировал. Voila" - Зинедин Зидан Эдинбургский кинофестиваль - Эл Гор прибыл на показ фильма "Неудобная правда", в котором он участвует. Одновременно показывают еще одну документальную ленту, посвященную изменениям климата, - "Зидан: Портрет XXI века" - где внезапно закипает ледяная кровь величайшего футболиста. Катастрофа не заставит ждать. Это произведение современного искусства, созданное при помощи PlayerCam. Команда из более чем 100 человек и 17 камер запечатлела каждое движение Зидана на протяжении всех 90 минут, которые он сыграл за мадридский Реал в матче против Вильяреала 23 апреля 2005 года. Фильм начинается с первого удара по мячу и заканчивается, когда Зидан покидает поле. Комментарии игрока - "Я не вижу игру в режиме реального времени" и т.п. - даются в субтитрах. Фильм сняли Филип Паррено, француз алжирского происхождения, и Дуглас Гордон, лауреат премии Тернера, более известный как автор "24-часового психоза", в котором фильм Хичкока растянут на целый день. Им повезло с выбором матча. Зидан был удален прямо в конце игры за из-за того, что ввязался в драку и пытался ударить Кике Альвареса. Пятисекундный психоз. Это предвещает удаление капитана Франции в финале чемпионата мира за удар головой Марко Матерацци, итальянского защитника, и переводит фильм из разряда артхауса на общечеловеческий уровень в попытке понять, что побудило 34-летнего футболиста к этому действию, омрачившему последний матч в его карьере. Зидан сказал об инциденте в игре с Вильярреалом: "Я забылся на мгновение, но это я. Такое случается. Это футбол". Почему Зидан, а не Дэвид Бекхем, который в фильме пытается утихомирить Зидана? Бэкхем - знаменитость, тогда как Зидан, по словам Гордона, "как сфинкс. Мы ничего не знаем о нем до игры или после игры. Зидан обладает удивительным обаянием, но он не публичный человек. После 9 июля он ушел в подполье. После единственного выступления по телевидению в духе Кантона он исчез". Хватит удивляться тому, как он дико повел себя, напав на Матерацци, как бык. Этот мотив виден в фильме. Камеры окружают Зидана, следят за ним, превращают Бернабеу в арену для боя быков. Мычание и грозный взгляд. Мы видим, как он фыркает, и слышим тоже. Несколько раз он бьет ногой в землю. По его поведению видно, как нарастает раздражение перед удалением, несмотря на то, что нет никакой провокации, а Реал ведет в счете. Тут нет оскароносного сценария. Зидан почти ничего не говорит. "Эй, эй", - когда хочет получить мяч. "Безобразие, безобразие", - говорит он судье, когда тот назначает неправильный пенальти в ворота Реала. Внимание сфокусированно исключительно на Зидане, и эффект в том, что он кажется обособленным, одиноким, хотя он плеймейкер команды. Он бегает трусцой, ходит пешком, иногда совершает рывок, нарушает правила и на нем нарушают правила, делает блистательную голевую передачу на Рональдо - но остается невозмутимым. Гордон рассказывает: "Было странно сидеть в рядом с Зинедином Зиданом и видеть Зинедина Зидана, который своему изображению: "Гляди, гляди - улыбнись! Эй, давай, скажи чего-нибудь. Скажи чего-нибудь. Покажи чего-нибудь". Каменная серьезность дает трещину в конце второго тайма, когда Зидан усмехается шутке Роберто Карлоса. "Это единственное, - сказал Гордон, - что в фильме ему не понравилось. Зидан терпеть не мог этот момент - свидетельство того, что он не был полностью сосредоточен на игре". Это напоминает его улыбку Матерацци незадолго до удара. Гордон и Зидан не раз прошли по полю Сантьяго Бернабеу. "Он показывал место на поле что-нибудь рассказывал, - сказал Гордон. - Но он говорил не о Реале, он скорее рассказывал о своих матчах за Ювентус или Бордо. Словно поле - ковер-самолет, и только летает с места на место". Футбольное поле как место вне контекста - объяснит ли это, почему он ударил соперника именно в тот момент почему он принял наказание так смело? Камю, еще один алжирский француз - и вратарь - написал повесть, название которой переводится как "Чужой" или "Посторонний". И то и другое применимо к Зидану при всей его славе, и этот фильм не разрешает загадку. А только усугубляет ее. Проведя непосредственно с ним 90 минут за его работой, утверждаешься в мысли, что самый блистательный футболист своего поколения был - и остается - самым непостижимым. "Вообще-то глупость - вещь чрезвычайно стойкая" - Камю "Волшебство порой кончается ничем" - Зидан Том Дарт, The Times 4 сентября 2006 Официальные сайты фильма: французский английский
|