Приветствую Вас, любимый гость! Регистрация RSS

Сайт болельщиков Зинедина Зидана

Воскресенье, 22-06-25
Главная » 2011 » Май » 17 » Заглядывая в XXI век
8:27 AM
Заглядывая в XXI век

Игры лучших сборных мирового футбола вызвали достаточно противоречивые отклики даже у видных футбольных специалистов. Одни считают, что, как обычно, всемирный форум стал вехой в истории развития футбола, другие же не нашли даже в игре лучших представителей мирового футбола каких-то новых веяний, оригинальных тенденций, направлений игры. Принято считать, что истина лежит посередине между крайними точками зрения. Мне кажется, что на этот раз она несколько сдвинута к краю и покрыта туманом оттого, что собака зарыта в тех сложных проблемах, которые высветил чемпионат, в оценке важности этих проблем. Из-за их замысловатости, как мне представляется, многие не смогли увидеть того, что происходит сейчас в мировом футболе, куда он идет. А между тем чемпионат мира наглядно показал, по какому пути будет развиваться футбол в следующем столетии.


- Александр БУБНОВ, мастер спорта международного класса.

На мой взгляд, ведущие сборные на чемпионате мира четко разделились на две категории. Первая — те, кого я назвал бы первыми номерами», навязывали свою волю соперникам на протяжении всей игры. Это — голландцы, аргентинцы, бразильцы, в какой-то мере англичане, пытались так играть немцы. У них это не получалось, но концепция игры была взята на вооружение наступательная. Вторая категория, а к ней. как это ни парадоксально, я отношу ставшую чемпионом мира сборную Франции, исходила прежде всего из того, как играет соперник, ставя себя в положение, если обратиться к шахматной терминологии, черных фигур, отдавая право первого хода противнику. То есть прежде всего эти команды старались нейтрализовать действия противоположной стороны и только во вторую очередь предложить или навязать ей что-то свое, использовать свои сильные стороны. При этом нельзя утверждать, что команды этой второй категории играли только от обороны. Так играли команды третьей категории, третьего футбольного мира, которые не были способны ни на то, ни на другое, не имели в своем арсенале каких-то мощных аргументов. Им оставалось только защищаться всей командой, ища свои шансы в редких контратаках, играть, как получится.

Не считаю, что сборная Франции своей игрой олицетворяет пу-ь дальнейшего развития футбола. На мой взгляд, ближе всех к футболу XXI века стоят команды первой категории, модель их игры, скорее всего, возьмут за образец новой футбольной моды. Логика, да и история футбола подсказывают, что для завоевания вершин в наше время необходимо избирать такие тактические схемы, подбирать таких игроков, культивировать такой стиль, которые позволили бы навязывать свою волю сопернику, ни под кого не подстраиваясь. Те же, кто пытается действовать ««вторым номером», изначально отдают инициативу сопернику. Отчего такое происходит? Да оттого, что такая команда прежде всего ощущает свои слабости и, чтобы их скрыть, стремится в первую очередь нейтрализовать сильные стороны соперника. И во-вторых, это свидетельствует о проблемах в организации игры, из-за которых команда не может долго владеть инициативой. Ведь чтобы постоянно навязывать свою волю, надо как можно дольше владеть мячом, а значит, уметь применять жесткий прессинг при его отборе. Для этого нужно иметь необходимых исполнителей и так строить игру, чтобы все время нагнетать давление на оборону соперников. Как показал чемпионат мира, все игроки должны участвовать в атакующих акциях команды, значит, они должны быть и соответствующим образом оснащены — технически, тактически и функционально. А главное — они должны всем своим естеством воспринимать эту игровую идею.

Проиллюстрирую зто на примере из отечественного репертуара. Московское «Динамо» стало третьим призером прошлогоднего чемпионата, культивируя игру от обороны с использованием контратак. Крайние хавбеки Владимир Скоков, Сергей Гришин прорывались по флангам, подавали в центр, а Олег Терехин завершал эти атакующие выпады. Но команда играла фактически в пять, а то и в шесть защитников. Тем не менее схема срабатывала, динамовцы набирали очки. Сейчас же, после того как «Динамо» (не стану касаться причин) оказалось внизу турнирной таблицы и ему позарез нужны очки, надо выигрывать, выяснилось, что добиваться побед нечем. Логика подсказывает, что надо идти вперед всеми наличными силами, и тут выясняется, что защитники команды, привыкшие отсиживаться в тылах, не приспособлены к наступательному футболу, не могут ничего организовать, плюс к тому — правильно тактически вести единоборства, не дать противнику использовать открывающееся при их выходах в атаку пространство, когда тот, перехватив мяч, на большой скорости устремляется в контратаку. И в поддержке атаки они не обладают необходимым тактическим мастерством. У французов же на чемпионате мира защитники то и дело забивали мячи. Их маневры были продуманы, отработаны.

ФРАНЦУЗСКИЙ ФЕНОМЕН

Пытаясь совместить победу сборной Франции на чемпионате с суждениями о неперспективности выбранного ими игрового направления, прихожу к выводу, что для этой команды оно было единственно верным. Козырными картами французов были Зинедин Зидан и Юрий Джоркаефф, которых можно окрестить инсайдами, диспетчерами, блуждающими форвардами или полузащитниками, игравшими «под нападающими».

Главный тренер сборной Франции Эме Жаке работал в ней вторым еще в том отборочном цикле, когда она не попала на чемпионат мира-94, видел, анализировал все, что происходит с командой и вообще во французском футболе. И он постепенно сформировал концепцию игры, соответствующую возможностям лучших представителей современного французского футбола, обкатал ее на чемпионате Европы 1996 года в свете поставленной перед ним конкретной задачи — выиграть чемпионат мира-98. То есть он решал и смог решить локальную задачу, исходя из тех сил, которые имел в наличии.

Я работал во Франции в то время, когда нынешнее поколение сборной страны только еще приходило на смену предыдущему. Становление новой сборной происходило на моих глазах. И хотя не считаю общую направленность в ее игре прогрессивной, тем не менее нахожу в ней элементы, присущие футболу нашей современности и будущего.

Считаю, что защитников в футболе будущего, скорее всего, придется искать, выбирать из полузащитников, которые сильны в отборе мяча. И вообще защитника. в традиционном представлении об его игре в качестве разрушителя, в футболе XXI века уже не будет. Он превратится в полузащитника, обладающего всеми навыками игры в средней линии, но вместе с тем в совершенстве владеющего техникой отбора мяча. И французский чемпионат доказал это на примере конкретной команды, завоевавшей высший титул.

ПРОЩАЙ, ЗАЩИТНИК?

Лоран Блан, например, формально выполнявший в Сборной Франции функции либеро, играл в свое время за «Монпелье» опорным полузащитником, при этом много забивал и вообще отличался повышенной агрессивностью, в оборону его перевел в сборной Мишель Платини. Марсель Дезайи в «Милане» использовался тоже в роли опорного полузащитника с расширенным диапазоном действий. Да и в «Нанте», в марсельском «Олимпике» он постоянно участвовал в атаках. В «Милане» же он обычно играл против главного диспетчера соперников, подстраховывал всю среднюю линию и при этом успевал атаковать, забивать. Все это входило в его прямые обязанности. А наблюдая за действиями Лилиана Тюрама и Биксента Лизаразю, я пришел к выводу о том, что время крайних защитников в прежнем понимании этого термина уже позади, таковые в лучших командах мира существуют лишь формально. Есть игроки, выполняющие определенные функции на флангах, которых вполне можно квалифицировать и как крайних полузащитников. А в наступлении они действуют как заправские форварды.

Лизаразю, например, играя на фланге обороны, был очень агрессивен, не эпизодически, а постоянно подключался к атакам и за счет высокой скорости, техники обращения с мячом, мобильности. владения ударом чувствовал себя на переднем крае как рыба е воде. 6 мюнхенской «Баварии» он стал играть в полузащите, а изредка — ив нападении. Но еще раньше, например в «Бордо», другого крайнего защитника больше придерживали сзади, чтобы не нарушать баланса в обороне во время регулярных выходов в атаку Лизаразю. Если прежде крайнему защитнику предлагалось эпизодически подключаться к наступлению, то в случае с Лизаразю это стало уже системой, создавало при атаке численное преимущество его команде, давало ей больше инициативы. И это отличительная черта не только сборной Франции, но и всех команд, обладающих прекрасно подготовленными игроками обороны — технически, тактически и физически. И когда лучшие команды мира встречаются между собой, особенно важно создать численное преимущество в атаке на каком-то участке поля за счет «лишнего» игрока, и не имеет значения, откуда, из какой линии этот игрок. Но, как показывает практика, он появляется, как правило, из линии обороны.

Полузащитник сборной Франции Эмманюэль Пети раньше, в «Монако», играл с кем-то из соперников персонально. В лондонском «Арсенале» он стал полузащитником не случайно, Арсен Венгер развил его атакующие возможности, которые оказались незаурядными. И сборная Франции получила всесторонне оснащенного игрока, прекрасно играющего в обороне и свободно чувствующего себя в наступлении. Становится очевидным, что защитникам, не способным на подыгрыш, на острое подключение к атаке, не находится места в современном футболе. Они остаются в XX веке. На чемпионате мира, словно призыв, прозвучало: если вы намерены шагать в ногу с развитием футбола, ваши защитники должны быть классными полузащитниками. И одновременно — мастерами в отборе мяча. К этому выводу приходишь, анализируя игру новых чемпионов мира.

НЕ ЧИСЛОМ, А УМЕНИЕМ

При организованной, гибкой игре команды у нее не возникает с уходом вперед защитника пробелов в обороне. Тем более что уже давно не имеет никакого значения число обороняющихся. Главное — качество их игры, отбора мяча.

Предположим, в штрафной площади против двух атакующих находятся шестеро обороняющихся. Хотя двоих шестерым держать не стоит, они все равно там неизвестно зачем, перекрывают пустые зоны. Двум игрокам атаки должны противодействовать двое защищающихся, квалифицированные в отборе мяча грамотные тактически, умеющие занять правильную позицию по отношению к соперникам. И все.

Для примера давайте вспомним, как голландцы забивали бразильцам: шла нацеленная подача с фланга в ту зону, где нападающий имел возможность овладеть мячом. Ом играет на опережение, выигрывает борьбу за мяч и завершает атаку. Вокруг него может хоть десять человек стоять, но. если идет выверенный пас, а форвард прекрасно оснащен, они все равно останутся не у дел. В этом и проявляется класс лучших команд, лучших игроков, которые подобные эпизоды наигрывают на тренировках.

И когда бразильцы допустили небольшой тактический просчет, слегка оголили фланг, что в игре с менее искушенной командой было бы не страшно, голландцы тут же их наказали. Рональд де Бур сделал нацеленную передачу с фланга на Патрика Клюйверта, а тот блеснул мастерством в завершающей фазе атаки. Таких игроков нельзя оставлять без пристального надзора, давать возможность им беспрепятственно принимать мяч, осмотреться и без помех выполнить передачу или удар по воротам. Поэтому в игре команд высшего класса постоянно навязываются единоборства, создаются помехи любым созидательным действиям, игра все время контактна, атакующий игрок постоянно стеснен в пространстве и времени, а если обороняющиеся чуть дадут слабину, то сразу же нарываются на неприятности.

Почему московский «Спартак» на голову выше всех в российском чемпионате? Да потому, что никто из его соперников не умеет грамотно, на уровне современных требований обороняться. Многие просто не представляют себе, как нужно построить оборону, не могут правильно сыграть в силу своей технической неподготовленности. Ведь научиться отбирать мяч чисто, без нарушения правил, так же тяжело, как и овладеть первоклассным дриблингом. Защитнику приходится даже тяжелее. Ведь нападающий, инициатор ситуации, атакуя, находится все время лицом к чужим воротам, а защитник, обороняясь, — спиной к своим,часто начинает противодействовать из статического положения, ему приходится стартовать, разворачиваться на доли секунды позднее форварда. То есть он постоянно проигрывает форварду во времени. Поэтому техничные, обладающие скоростью, позиционным мастерством защитники всегда ценились наравне с форвардами, а в боле — просто на вес золота. И за них теперь тоже платят сумасшедшие деньги.

НА УРОВНЕ КОМПЬЮТЕРА

Тотальный прессинг, применяемый сильнейшими сборными мирового футбола, во весь рост поставил проблему скоростной техники игроков. Мы все стали свидетелями постоянных жестких противоборств, когда игрока беспрерывно толкают, хватают руками, бьют локтями, а судьи сурово реагируют лишь на удары по ногам сзади. То есть форвард все время испытывает физический и психологический дискомфорт. Выручают в этих условиях скорость, виртуозная техника, ловкость, умение уйти от контакта, чтобы не успели поймать на «болевой прием». Плюс мозговая работа. У меня создалось впечатление, что, например, Зидан все 90 минут работал в режиме компьютера, почти все делал на поле, словно запрограммированно, не тратя времени на размышления. Во многом потому, что за счет умелого открывания партнеров имел три-четыре варианта продолжения атаки и автоматически выбирал наилучший. Если же он взял бы время на размышления, его ту- же «накрыли» бы соперники, и пользы от него не стало бы никакой. Вот на какой высокий уровень выходят современные звезды! Естественно, все это достигается на тренировках, благодаря учебно-тренировочному процессу в условиях того же жесткого прессинга. Иначе в игре к нему трудно привыкнуть, еще труднее ему противостоять.

НА МАРШЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЛЕГИОН»

Мне кажется, чемпионский опыт сборной Франции должен и в российском футболе положить конец дискуссии насчет необходимости привлечения в команду легионеров, которых в составе французов оказалось больше половины. Другое дело, что приглашаться в сборную должны только те легионеры, которые вписываются в концепцию ее игры. Основу победы сборной Франции ковали как раз легионеры, выступающие в ведущих клубах Италии, Германии, Англии, Испании. Их присутствие в составе придавало уверенности «домашним» французам, одновременно нагоняя страх на соперников. Ведь Дешам и Зидан играют в лучшем европейском клубе — итальянском «Ювентусе», Пети — в «Арсенале», завоевавшем титул чемпиона Англии, Тюрам был признан лучшим защитником в итальянской серии А... Эти футболисты, помимо класса, обладают еще одним очень ценным качеством — они никого не боятся, лишены каких-либо комплексов, поскольку играют в великих клубах, прошли через «мясорубку» Лиги чемпионов, других европейских кубков, столько всякого повидали на своем веку. Для них не существует авторитетов, они сами авторитеты. Плюс то, о чем я говорил: все защитники сборной Франции — это классные полузащитники. А коли так, то за ними трудно уследить, систему их перемещений можно называть «мельница», «крест», «организованный беспорядок» и даже «диффузия», поскольку они все взаимозаменяемы, «взаимопроникаемы», то и дело появляются на разных участках поля. Это «броуново движение», подкрепленное четкой страховкой, сбивает с толку, путает кар«ы соперников. И когда защитники сборной Франции шли вперед, целостность ее обороны не нарушалась.

ВЫБОР ЭМЕ ЖАКЕ

Практически чемпионы мира играли по схеме «9+1» — девять полузащитников, из них двое диспетчеров высшего класса и один нападающий.

Напрашивается вопрос: почему же сборная Франции не играла «первым номером», не брала за горло соперника с первых же минут матча? На мой взгляд, потому. что большинство ее полузащитников больше тяготеют к обороне, в первую очередь прекрасные разрушители. Хотя одновременно они и мастера начала атаки, первого паса. Поэтому сборная Франции выбрала «второй номер», не стала прибегать к несвойственной ей манере «первого номера». Беда сборной Франции в том {и этого не скрывал Эме Жаке), что в ее составе не сказалось нападающих такого же класса, как полузащитники. Тьери Анри, Давид Трезеге молоды и пока еще только обещают звездный уровень, в их действиях ощущается нехватка серьезного международного опыта. На финальный матч Жаке поставив их не решился, а выпустил более опытного Гиварка, готового к игре такого уровня морально. А этот фактор очень много значит, если вспомнить нервный срыв накануне финала у лучшего среди бразильцев Ро-нальдо в результате психологических перегрузок.

Жаке, наверное, считал, что для победы над бразильцами ему хвалит интеллекта Джоркаеффа и Зидана, настырности Гиварка, квалифицированном поддержки других полузащитников и полузащитников-защитников. Хотя, например, голландцам, в составе которых больше хавбеков яркой атакующей направленности, обыграть сборную Бразилии не удалось. Однако их приверженность атаке изредка шла в ущерб обороне. Французы же достигли в этом плане, на мой взгляд, оптимального баланса. Пети, Де-шам, Карембю, Диомед словно созданы для прессинга в середине поля для того, чтобы н первую очередь нейтрализовать инициативу соперников. Поэтому Джоркаеффу и Зидану не приходилось заниматься обороной так, как их партнерам, они были нацелены главным образом на атаку. Оба они, а особенно Зидан, ко всему прочему еще и мастера эпизода, могут решить исход матча, ярко сыграв фрагментарно.

ТЕАТР ФУТБОЛЬНЫХ МИНИАТЮР

В лучших сборных мирового футбола, помимо общей тактики на матч, непременно разрабатывается и тактика эпизода — взаимодействие двух, максимум трех игроков, которое зачастую происходит на интуитивной основе. Тренер ведь не может запланировать такой игровой шедевр, который удался французам в товарищеском матче со сборной Норвегии. Koгда Джоркаефф со своей половины поля выдал филигранный длинный пас Зидану, а тот принял мяч на бегу на носок, обвел защитников и вратаря и закатил мяч в сетку. Вот это и называется тактикой эпизода. Подбираются связки понимающих друг друга с полужеста, полувзгляда игроков, которые на общем тактическом фоне разыгрывают свои дуэтные партии.

МИФ РАЗВЕЯЛСЯ

Прошедший чемпионат мира развеял в прах мечту некоторых тренеров, в том числе и наших, о создании команды-звезды из игроков среднего калибра. Они рассуждали так: нам нужны не отдельные звезды, а команда-звезда. Чемпионат мира, на мой взгляд, показал, что такой команды не может быть в природе, что делают результат, окончательную точку в матче ставят подлинные звезды. На мировом уровне отсутствие звезд в составе ведет к раннему фиаско, а их наличие возносит наверх даже тех, кто раньше и не приближался к футбольному Олимпу. Все сборные, которые что-то собой представляли, имели в своем составе ярко выраженных звезд. Думаю, сей-

час никого не удивляет третье место сборной Хорватии. В ее составе Давор Шукер — звезда, Звонимир Бобан — звезда, Алеша Асанович, Горан Влаович — первоклассные мастера, а Роберт Ярни, на мой взгляд, — суперзвезда. Он один перебегал немцев, которых, казалось, невозможно перебегать, переиграл их, , да еще и изрядно поволтузил своих опекунов, и «свой» гол забил. А какие редкие по своей остроте передачи он делал!

У англичан тоже выделялись ярко выраженные звезды — Алан Ширер, Майкл Оуэн, Стив Мак-манаман. Что же говорить о французах! Надеюсь, после мирового чемпионата эта маниловщина — разговоры о создании команды-звезды из середняков стихнут.

Сразу возникает вопрос: а сколько оптимально должно быть звезд в составе сборной? Неудача сборной Бразилии показала, что на одной, даже очень яркой звезде не выедешь, больше того, ее можно и до сумасшествия довести запредельным психологическим прессингом, непривычным для впервые попавшего в такое игровое пекло. Гленн Ходдл в сборной Англии, похоже, учитывал обстановку, в первых матчах не выпускал на поле Оуэна, давая ему возможность прочувствовать атмосферу мирового первенства, находясь на скамейке запасных. И был прав. А когда отправил его на поле, тот выдал блестящие фрагменты, хотя очевидно, что на весь матч такого уровня этот 18-летний талант еще не готов ни психологически, ни функционально. Для меня ясно, что для достижения какого-то успеха на чемпионате мира сборная должна обладать, как минимум, тремя игроками звездного уровня. А вообще, конечно, чем их больше, тем лучше. В сборной Франции таковыми были Зи-дан, Джоркаефф, Дезайи. Блан... Немаловажный фактор и то, как звезды играют на команду, вписываются в ее тактический рисунок. Французы учли этот фактор наилучшим образом из всех.

А командой-звездой может стать лишь та, у которой в составе 11 звезд. По-другому быть не может. Такой на моей памяти выглядит лишь сборная Бразилии образца 1970 года, когда Пеле, Жаирзиньо, Тостао, Клодоальдо, Ривелино, Герсон, Карлоса Альберто можно было назвать суперзвездами. остальных — просто звездами. Говорят, что не менее звездной сборная Бразилии была и в 1958 году. К сожалению, ту команду я не видел.

Но звезда обязательно должна ярко гореть. Команды потухших звезд, например сборная Болгарии, были заранее обречены на неудачу.

ГРОЗНЫЙ «СТАНДАРТ»

Чемпионат мира показал, что использование стандартных положений стало одним из важнейших элементов тактики игры. Для классных команд — сборных Франции, Бразилии, Голландии любое стандартное положение вблизи ворот соперников смело можно было приравнивать к голевому моменту, эти ситуации входили в атакующий арсенал названных команд, игроки стремились получить право на угловой, а тем более на штрафной удар на чужой половине поля, поскольку розыгрыш таких ситуаций был у них наигран. Не случайно ведь форвард на скорости шел на обыгрыш двух-трех защитников, что со стороны выглядело безнадежной затеей, но в этой схватке обороняющиеся нередко нарушали правила, и тогда к мячу подходили мастера реализации штрафных ударов.

ЧЕЛНОК - СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПРЕСТИЖНАЯ

Очень важна роль в современном футболе крайних полузащитников, которых все чаще называют челноками. В сборных Франции, Бразилии, Голландии, Германии эти челноки отрабатывали практически от одной линии аорот до другой. Противодействие между равными по мастерству игроками на флангах было очень интересным. Ведь в момент атаки соперников игрок этого амплуа должен сыграть как защитник, а когда его команда овладевает мячом, он превращается уже е полузащитника, в нападающего, ни на секунду не задерживаясь в обороне. И вот эти буквально сказочные превращения бразильцев Роберто Карло-са и Кафу, французов Лизаразю и Тюрама становились одними из самых увлекательных фрагментов матчей ведущих сборных. Потеряв мяч, челноки не бегут сломя голову назад, а остаются со «своими» игроками, сразу берут под контроль своих визави, поскольку вновь может последовать перехват мяча (ведь тут же начинается прессинг со стороны их команды), и челнок должен быть готов к тому, чтобы немедленно создать численное превосходство в атаке.

«БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК» ДЛЯ ФОРВАРДОВ

Челноки могут не опасаться за тылы, которые находятся под охраной оборонительного треугольника, характерного сейчас для любой классной команды. В сборной Франции его составляли Блан, Дезайи, Дешам, в сборной Бразилии — Алдаир, Жу-ниор Байано, Дунга. При овладении мячом челноки устремляются вперед, за среднюю линию, а это трио контролирует центр обороны. Как только мяч потерян и соперники начинают открываться, челноки берут под контроль свои фланги, а двое участников оборонительного треугольника — открывающихся форвардов соперника, которых у большинства команд было двое, третий обороняющийся страхует партнеров.

Лучшие команды мира практически играли в три защитника, но каждый из них был настоящим мастером позиционной игры, отбора мяча. А выход форварда один на один с классным защитником особой опасности не представляет.

В свое время в «Спартаке» мы наиграли нечто подобное с Геннадием Морозовым, причем до такой степени, что «страховщик» нам был практически не нужен, настолько мы чувствовали друг друга. Оставаясь вдвоем против двух форвардов, мы нейтрализовали их за счет отлаженного взаимодействия. Даже такие мастера, как Федор Черенков с Сергеем Радионовым, на тренировках «Спартака» не могли нас переиграть. А сейчас тем более многие вратари выполняют роль полевых игроков — «чистильщиков», умело страхуя игроков обороны.

И лучшие команды к этому идут, потому что высвобождающегося игрока можно использовать в середине поля, усилив свой атакующий потенциал, создавая за его счет численное преимущество.

СХЕМА - НЕ ДОГМА

Если в момент начального удара по мячу какая-то из ведущих команд выстраивалась на поле по системе 4+4+2, это еще ни о чем не говорило. Как только она овладевала мячом, в ее средней линии моментально оказывалось шесть человек, а ближе к воротам соперника, когда подтягивались челноки, превратившиеся как бы в крайних форвардов, схема уже видоизменилась — 2+4+4. Многие сейчас сетуют на отсутствие крайних нападающих. Но ведь классный челнок — это же замаскированный фланговый форвард, для подключения которого постоянно освобождается зона.

Сборная Франции номинально играла с одним нападающим, но в момент атаки у нее оказывалось четыре, а то и пять форвардов. Причем номинальные защитники, превращавшиеся в нападающих, забивали решающие голы. Они подключались из глубины поля на большой скорости, неожиданно, обороняющиеся теряли их из виду, развязывая им руки. Их же очень тяжело нейтрализовать и контролировать. У французов единственный форвард Гиварк, конечно, и сам может забить, но на чемпионате мира он больше выполнял роль тарана, волнореза(как угодно можно называть), отвлекал, дезорганизовывал своими маневрами оборону соперников, давая возможность своим первоклассным партнерам из глубины врываться в образовавшиеся бреши.

Тем не менее считаю, что французы не станут образцом для подражания. Команда будущего не может обходиться без классных нападающих. И мне гораздо ближе по духу голландцы, у которых на переднем крае играли действительно звезды — Деннис Берхкамп, Марк Овермарс, Патрик Клюйверт. У французов таких не было. Их победа — плод тщательно продуманной, сбалансированной концепции игры, которую они впитывали в себя в спокойной атмосфере, освобожденные от отборочной нервотрепки на протяжении нескольких лет. Но ближе к футболу XXI века, на мой взгляд, все же голландцы, бразильцы, аргентинцы. За ними — будущее.

Футбол № 34, 1998 год
 

Категория: Пресса | Просмотров: 855 | Добавил: Vincenzo | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: