Источник: Еж-ик "Футбол", Украина.
Испанская новость №1, очевидно, является и в мире номером первым. После двух поражений подряд - в первом матче Лиги чемпионов с «Арсеналом» и проигранной «Реалом» на Балеарах встречи последнего тура Примеры президент королевского клуба Флорентино Перес собрал экстренное заседание совета директоров, на котором объявил о своей отставке.
Формальный повод известен, объяснения воспоследовали - Перес сказал, что, видимо, требуются какие-то новые, иные методы управления клубом, который-де утратил уверенное поступательное движение вперед, а сам он, дон Флорентино, такими методами не владеет. Является ли это настоящей причиной или же истинный корешок события зарыт гораздо глубже, чем показали всему миру, мы можем только догадываться. Как и предполагать, стала отставка Переса его самостоятельным решением либо была инициирована со стороны.
(А кем могла быть инициирована отставка владельца клуба? Спецслужбами, что ли? Не понял. - А.Ф. А чего тут непонятного? Его коллегами и «единомышленниками» из совета директоров. - Е.П.)
Флорентино Перес пришел в клуб в 2000-м, сразу по окончании сезона, в котором «Реал» валился со страшной силой - там было и 2:4 на «Сантьяго Бернабеу» с «Расингом» и даже домашние 1:5 с «Сарагосой», в середине чемпионата «сливочные» несколько туров болтались ниже экватора турнирной таблицы. Чуть раньше него в команде объявился тренер Висенте дель Боске. «Реал», несмотря на все проблемы, неплохо финишировал, сумев подняться на относительно приличное 5-е место, которое после эффектной победы в финале ЛЧ над «Валенсией» (3:0) дало право стартовать и в следующем розыгрыше Лиги.
Еще во время предвыборной кампании Флорентино Перес провозгласил основной принцип строительства «галактической» команды - «в год по звезде» - и, едва став президентом, тут же наглядно продемонстрировал его, приобретя в «Барселоне» Луиша Фигу (как обещал). Следующей его покупкой стал Зинедин Зидан (из «Ювентуса»), затем Роналдо (из «Интера»). Деньги платились огромные, но приобретения быстро окупались благодаря очень толковой финансовой политике президента и таланту тренера-психолога дель Боске, который сумел сплотить эту достаточно разношерстную компанию, заразить ее общей целью и не допустить раздрая и склок, которые обычно возникают при таком скоплении самобытных и талантливых игроков.
Уже в 2001-м «Реал» в высшей степени уверенно выиграл Примеру, на семь очков опередив на финише предыдущего чемпиона, «Депортиво», в 2002-м был завоеван очередной, уже девятый по счету Кубок чемпионов. Несколько натужная, но при этом весьма эффектная победа в чемпионате-2002/03 (всю дистанцию мадридцы преследовали одноклубников из Сан Себастьяна и буквально на полкорпуса, всего на два очка, сумели опередить их перед самой финишной чертой, когда баски разделили очки с «Валенсией», а затем уступили «Сельте») стала, однако, последним успехом «Реала».
Окончание «белой полосы» странным образом совпало с тремя событиями в жизни клуба - отставкой дель Боске, непродлением контракта с Фернандо Йерро и покупкой Дэвида Бекхэма. Когда-то я уже отмечал это, но готов повторить - мне, да и не только мне, в тот момент показалось, что Флорентино Перес, уверовав в правильность избранного им пути, что подкреплялось ежегодными победами, утратил столь необходимое для руководителя качество, как самокритичность. А воспарив в небеса, не заметил, видимо, как ненароком переступил ту тонкую грань, которая отделяет толкового менеджера от самодовольного барина. Активно вмешавшись в кадровую политику, дон Флорентино повел себя, как слон в посудной лавке, растоптав хрупкую систему отношений, которую дель Боске тщательно выстраивал в команде на протяжении почти четырех лет. Механизм пошел вразнос - был, ради спокойствия Роналдо, сдан в аренду форвард сборной Фернандо Морьентес, затем принципиальная, но глупая позиция в отношении Клода Макелеле привела к уходу последнего в «Челси».
На доносившиеся с разных сторон критические замечания у Переса имелся в высшей степени козырный ответ в виде стремительного финансового взлета «Реала» - от полубанкрота с многомиллионными долгами до одного из самых преуспевающих клубов мира (что и завершилось совсем недавно выходом его на первую позицию в списке самых доходных). И символом политики Переса стал Дэвид Бекхэм, бесполезный в игровом отношении, зато приносивший горы денег на рекламе и маечках. Сверкающую брильянтами картину благополучия клуба портил всего один нюанс, беспокоивший болельщиков и совершенно не принимавшийся во внимание президентом - «Реал» перестал играть. Команда очень быстро превратилась в то, чего так стремился избежать дель Боске, - в сборище капризных примадонн, которых куда больше занимали условия личных контрактов, нежели сам футбол.
Последние по времени приобретения Переса говорили, на первый взгляд, что президент наконец-то вернулся из своих эмпиреев и проникся футбольными проблемами команды - и Серхио Рамос, и Вудгейт, и Баптишта, и даже Гравесен виделись реальным усилением самых проблемных позиций в «Реале». Однако тут уж вмешались сторонние факторы: первый слишком молод, неопытен и вдобавок ко всему чрезмерно азартен, второй - одна сплошная и непрекращающаяся травма, третий, оказавшись в компании таких крутых перцев, выглядит напрочь перепуганным и потерянным. Гравесен... Ну, этот, как оказалось, просто не для «Реала».
Усугубила ситуацию лихая чехарда с тренерами, одни из которых не представляли из себя ничего достойного внимания - ни рыба ни мясо наподобие Кейруша, а другие, напротив, представляли слишком много, вот только никак не могли понять, что населяющему нынче королевский клуб люду нужны не тактические изыски и не хитроумные расстановки, а тугая плетка-семихвостка. Да порка по субботам на конюшне. Последний из них, совсем уже безвестный Хуан Лопес Каро, вроде бы с горем пополам что-то наладил и даже сымитировал погоню за далеко оторвавшейся «Барсой», но тут же пришло поражение от «Арсенала», неприятно оттененное примитивной и несуразной тактикой, а следом - от «Мальорки», одной из слабейших Примерных команд, которая только-только начала нащупывать свою игру при Грегорио Мансано. В этом матче поразило не столько безволие и неумение раскрученных мадридских звезд противостоять всего лишь напору и азарту, не подкрепленному какой-то особой техникой, сколько их равнодушие к происходящему.
Тут уж и Флорентино Перес сообразил, что пора что-то менять всерьез. И решил начать с самого себя. Вот за это - мое искреннее уважение. Для нас, приученных к тому, что наши, внутреннего разлива, президенты обычно избирают сами себя, делают что хотят, не обращая никакого внимания на мнение окружающих, ни перед кем ни за что не отвечают и превосходно себя чувствуют даже после унизительных провалов, выглядит по меньшей мере странным, как можно подать в отставку с поста руководителя баснословно богатого и преуспевающего клуба после всего лишь пары проигранных матчей, ни один из которых к тому же пока что не решил турнирную судьбу команды - и в Лиге есть шанс отыграться, и в Примере еще не всё потеряно. Рискну предположить, что причина такого поступка банальна - совесть. А еще настоящая, не истрепанная фальшивой болтовней любовь к команде. Ну, у нас, правда, есть универсальная отмазка - дескать, а найдите-ка другого такого, кто не побоится вкладывать огромные деньги в заведомо убыточное мероприятие! И отмазка эта годится на все случаи жизни, мало того, служит поводом для восхваления и обожания «не боящихся вкладывать», даже если они ни в бизнесе, ни в футболе ни ухом ни рылом... О-хо-хонюшки, извращенное государство, извращенный футбол...
А вот для Флорентино Переса не стали достаточным самооправданием даже три не самых последних в этом мире титула и огромные деньги в клубной кассе, когда стало ясно, что команда при всей ее звездности начала плесневеть и яростно нуждается в кардинальной переделке, каких-то принципиально новых путях развития, а он, дон Флорентино, осуществить это не в состоянии. И дело, возможно, не в его нежелании, а просто в неумении. Что он и признал на экстренном совещании.
На том же совещании определился и преемник Переса - его ближайший друг и соратник Фернандо МартИн Алварес (именно так, с таким ударением, а не МАртин, как называют его у нас по всем каналам; и во второй фамилии, кстати, ударение падает на первый слог - Алварес, а не АлвАрес), один из членов совета директоров, обладающих правом решающего голоса. Таких людей, с «правом решающего голоса», в Испании называют «vocales», а в «Реале» их имеется ровно дюжина: Энрике Санчес Гонсалес, Рамон Кальдерон Рамос, Мануэль Сересо Веласкес, Херонимо Фарре Мунчарас, Луис Гомес-Монтехано Арройо, Анхел Луис Эрас Агуадо, Педро Лопес Хименес, Николас Мартин-Санс Гарсиа, Хосе Отеро Ластрес, Рауль Ронда Ортис, Хосе Санчес Бернал и, разумеется, Фернандо Мартин Алварес. Не просите меня объяснить процедуру и тонкости выдвижения, голосования, избрания, каким образом участвуют и участвуют ли вообще в этом два вице-президента (Фернандо Фернандес Тапиас и Хуан Абельо Гальо) и спортивный директор, а также еще с полдесятка ответственных лиц в клубе - сам не знаю. Да это, по большому счету, и не очень интересно. Для поклонников «Реала» куда важнее сам факт смены президента, не так ли?
Несколько слов о новом. Фернандо Мартин родился 30 мая 1947 года на севере страны, в Тригерос дель Вапье, что возле Вальядолида. Закончил химфак Вальядолидского университета. С юных лет активно занимался политикой - был членом партии Унион Сентро Демократико (переводить нужно?), позднее поглощенной главной консервативной партией страны - Народной. В 1983 году перебрался в Мадрид, дабы работать по специальности, и преуспел, чему способствовал бум в химической промышленности Испании. В 1991 году основал компанию «Мартинса», которая и по сей день составляет главную часть его активов. Держит 3% акций энергетической компании «Унион Феноса» (третьей в Испании по производству электроэнергии). Помимо этого, имеет относительно небольшую (около процента), но стабильную долю в двух крупнейших банках страны - SCH (Сантандер Сентрал Испано) и ББВА (Банко Бильбао Вискайя Архентариа), телекоммуникационной компании «Телефоника». В прошлом году вошел и в строительный бизнес, родной для Переса - вложил деньги в корпорацию «Носар», принадлежащую некоему (в футбольном смысле) Луису Носаледе.
Член команды Переса еще с 1995 года, когда тот впервые предпринял попытку стать президентом «Реала», но проиграл выборы. Разумеется, вошел в правление клуба летом 2000 года после победоносной кампании против Лоренсо Санса.
Первым заявлением Мартина на новом посту стало провозглашение отказа от всех этих бьющих в глаз, нос и мозг ярких многомиллионных побрякушек, по которым нынче всякий издалека узнает приближение «Реала». Если без эпитетов, говоря проще - то поменьше фанфар, побольше работы. Прошло время каникул и почивания на лаврах, тем более что лавры эти давно уже успели подгнить, пора позаботиться о новой, свежей подстилке.
Пока что трудно что-то говорить о конкретике - каким именно образом будет счищаться с «Реала» вся эта налипшая на него за последние годы позолоченная шелуха. То ли будут пересматриваться личные контракты, то ли ужесточится - с помощью штрафов и категорических отказов от разного рода рекламных штучек и личных увеселительных мероприятий - дисциплинарная система, то ли будут предъявлены повышенные требования к тренировочному процессу. Вероятно, всё будет наличествовать в совокупности. (Во всяком случае, Мартином произнесены мудрые слова о «проливании пота на тренировках». Правда, ему же принадлежит и фраза об организации специальной комиссии, которая «оценит вклад каждого игрока в игру команды» - это уже забавно и мне лично напоминает так называемые «ленинские зачеты», с которыми знаком каждый, кто состоял в комсомоле в союзные времена.) Не исключены серьезные кадровые подвижки - Роналдо и Роберто Карлос давненько поглядывают по сторонам, возраст, а заодно и возможности Зидана уже приближаются к критической отметке, несколько игроков (не буду повторяться) просто не соответствуют уровню, претензиям и амбициям команды. (И прежде всего Иван Эльгера. - А.Ф. Да, в последнее время и он тоже. - Е.П.)
Наивно думать, будто перестройка, в «Реале» произойдет вмиг и прямо сейчас - до ответной игры с «Арсеналом». Ее результаты более-менее отчетливо проявятся как минимум лишь к концу сезона, а то и перед началом следующего, когда в зависимости от достигнутого результата кто-то будет приобретен, а кто-то будет вынужден и покинуть команду. Однако двунаправленный анонс, вынесенный на обложку этого номера («А нам всё равно!»), кажется мне уместным лишь по отношению к нашей сборной, а вот «реалистам», красующимся на той же обложке, происходящее вовсе не так безразлично. Бекхэм уже успел высказаться в том плане, что в связи с уходом Переса ему, возможно, придется пересмотреть личные планы в смысле футбольной карьеры. Ну еще бы! Перспектива превратиться из тщательно ухоженной и неприкасаемой курицы, нехотя несущей золотые яйца, в простую рабочую птицу, старательно и часто производящую привычный продукт питания, его вряд ли тешит. По моим соображениям, не будет лишним проверить готовность чемоданов Баптиште, Гравесену, Роналдо и Роберто Карлосу. Под большим вопросом сохранение прежних отношений между клубом и Вудгейтом.
Что еще? Поиск нового тренера, видимо. (Уже проскочила информация о возвращении Висенте дель Боске. Вот тут я немного не понял: если отныне мадридцы собираются «пахать», то зачем им психолог? А в прочих тренерских ипостасях «Лесник», как уже отмечалось, не особо силен.) Покупка новых игроков, разумеется. И при этом, надо полагать, смещение акцента на «рабочих лошадок», хотя и от «звездунов», ежели такая возможность предоставится, отказываться, я думаю, не будут. В общем, посмотрим. Крепкая рука не помешает даже такой команде, как «Реал». Точнее сказать - ОСОБЕННО такой команде, как «Реал». Если, конечно, она, эта рука, и в самом деле такая крепкая, как это видится по первым заявлениям ее обладателя. А то истории уже известно много случаев, когда всё начиналось с самых благих намерений, как известно и то, куда потом направлялась вымощенная этими намерениями дорога.