Пока мы живем в ожидании просмотра вышеупомянутой киноленты, можно почитать, чего о ней пишут в мире. Вашему вниманию предлагается статейка из The Times, довольно любопытная. Портрет художника в буйной молодости
Вечер в кино с французским неистовым быком
"В конечном счете, всем, что я знаю о жизни и людях, - я обязан футболу" -
Альбер Камю
"Мой поступок непростителен, однако наказать нужно виновного, а виновен
тот, кто спровоцировал. Voila" - Зинедин Зидан
Эдинбургский кинофестиваль - Эл Гор прибыл на показ фильма "Неудобная
правда", в котором он участвует. Одновременно показывают еще одну
документальную ленту, посвященную изменениям климата, - "Зидан: Портрет
XXI века" - где внезапно закипает ледяная кровь величайшего футболиста.
Катастрофа не заставит ждать.
Это произведение современного искусства, созданное при помощи PlayerCam.
Команда из более чем 100 человек и 17 камер запечатлела каждое движение
Зидана на протяжении всех 90 минут, которые он сыграл за мадридский Реал в
матче против Вильяреала 23 апреля 2005 года. Фильм начинается с первого
удара по мячу и заканчивается, когда Зидан покидает поле. Комментарии игрока
- "Я не вижу игру в режиме реального времени" и т.п. - даются в субтитрах.
Фильм сняли Филип Паррено, француз алжирского происхождения, и Дуглас
Гордон, лауреат премии Тернера, более известный как автор "24-часового
психоза", в котором фильм Хичкока растянут на целый день. Им повезло с
выбором матча.
Зидан был удален прямо в конце игры за из-за того, что ввязался в драку и
пытался ударить Кике Альвареса. Пятисекундный психоз.
Это предвещает удаление капитана Франции в финале чемпионата мира за удар
головой Марко Матерацци, итальянского защитника, и переводит фильм из
разряда артхауса на общечеловеческий уровень в попытке понять, что побудило
34-летнего футболиста к этому действию, омрачившему последний матч в его
карьере. Зидан сказал об инциденте в игре с Вильярреалом: "Я забылся на
мгновение, но это я. Такое случается. Это футбол".
Почему Зидан, а не Дэвид Бекхем, который в фильме пытается утихомирить
Зидана? Бэкхем - знаменитость, тогда как Зидан, по словам Гордона, "как
сфинкс. Мы ничего не знаем о нем до игры или после игры. Зидан обладает
удивительным обаянием, но он не публичный человек. После 9 июля он ушел в
подполье. После единственного выступления по телевидению в духе Кантона
он исчез".
Хватит удивляться тому, как он дико повел себя, напав на Матерацци, как бык.
Этот мотив виден в фильме. Камеры окружают Зидана, следят за ним,
превращают Бернабеу в арену для боя быков. Мычание и грозный взгляд. Мы
видим, как он фыркает, и слышим тоже.
Несколько раз он бьет ногой в землю. По его поведению видно, как нарастает
раздражение перед удалением, несмотря на то, что нет никакой провокации, а
Реал ведет в счете.
Тут нет оскароносного сценария. Зидан почти ничего не говорит. "Эй, эй", - когда хочет получить мяч. "Безобразие, безобразие", - говорит он судье, когда тот назначает неправильный пенальти в ворота Реала.
Внимание сфокусированно исключительно на Зидане, и эффект в том, что он
кажется обособленным, одиноким, хотя он плеймейкер команды. Он бегает
трусцой, ходит пешком, иногда совершает рывок, нарушает правила и на нем
нарушают правила, делает блистательную голевую передачу на Рональдо - но
остается невозмутимым.
Гордон рассказывает: "Было странно сидеть в рядом с Зинедином Зиданом и
видеть Зинедина Зидана, который своему изображению: "Гляди, гляди -
улыбнись! Эй, давай, скажи чего-нибудь. Скажи чего-нибудь. Покажи
чего-нибудь".
Каменная серьезность дает трещину в конце второго тайма, когда Зидан
усмехается шутке Роберто Карлоса. "Это единственное, - сказал Гордон, - что в
фильме ему не понравилось. Зидан терпеть не мог этот момент - свидетельство
того, что он не был полностью сосредоточен на игре". Это напоминает его
улыбку Матерацци незадолго до удара.
Гордон и Зидан не раз прошли по полю Сантьяго Бернабеу. "Он показывал
место на поле что-нибудь рассказывал, - сказал Гордон. - Но он говорил не о
Реале, он скорее рассказывал о своих матчах за Ювентус или Бордо. Словно
поле - ковер-самолет, и только летает с места на место".
Футбольное поле как место вне контекста - объяснит ли это, почему он ударил
соперника именно в тот момент почему он принял наказание так смело? Камю,
еще один алжирский француз - и вратарь - написал повесть, название которой
переводится как "Чужой" или "Посторонний". И то и другое применимо к Зидану
при всей его славе, и этот фильм не разрешает загадку. А только усугубляет ее.
Проведя непосредственно с ним 90 минут за его работой, утверждаешься в
мысли, что самый блистательный футболист своего поколения был - и остается
- самым непостижимым.
"Вообще-то глупость - вещь чрезвычайно стойкая" - Камю
"Волшебство порой кончается ничем" - Зидан
Том Дарт